бухгалтерский
сервис

Представительские расходы и экономия на налогах

13 июл 2020

Подписка на журнал

Вы подписаны на журнал Делай Свое Дело.Мы рассказываем о полезных фишках для руководителей, наших мастер-классах и важных новостях.

Юлия Харитоник - бухгалтер по первичной документации IT-направления "Делай Свое Дело". Опыт работы - 4 года. Знает наизусть, что можно покупать с корп. карточки, а что нельзя, как поставить основное средство на баланс и как правильно отчитаться за командировку, чтобы у налоговой не было вопросов.

При проведении деловых встреч, переговоров, приеме делегаций, представителей партнеров и заказчиков возникает вопрос отражения в учете и налогообложения расходов на эти мероприятия.

Например:

  • еда и напитки для деловой встречи, кофе-паузы,
  • встречи с бизнес-партнерами в ресторане,
  • оплаченные номера в гостиницах и билеты при приеме делегаций,
  • вручение сувениров (подарков), цветов и т.д.

 

Для отражения таких расходов в учете применяется понятие «Представительские расходы». Иногда предприниматели путают представительские расходы с доходами физ. лиц в натуральной форме, а это разные понятия. 

 

Доходы физ.лиц в натуральной форме - это ситуации, когда предприятие покупает еду (чай, кофе, печеньки) для сотрудников, а бухгалтерия учитывает такое потребление как доход сотрудника и рассчитывает соответствующие налоги.

 

Когда предприятие покупает продукты питания, например, у “Евроопта”, бухгалтеру необходимо сообщить или сделать пометку, что это будут:

а) представительские расходы и предоставить необходимый пакет документов,
б) доходы сотрудников в натуральном виде.

 

Минимальный перечень документов, который должен быть оформлен предприятием для признания расходов представительскими: 

 

При наличии полного пакета документов, как правило, никаких налогов не возникает. Представительские расходы - это нормируемые затраты с точки зрения налога на прибыль. Это значит, что не все представительские расходы уменьшат налог на прибыль. Сумма таких расходов для налога на прибыль не может быть больше 1% от выручки.

 

Далее возникает вопрос: а все ли мы можем списать как представительские расходы? Ответ – нет.

 

Существует примерный перечень расходов, которые мы можем отнести к представительским, он утвержден письмом ИМНС от 11.07.2017 “О Представительских Расходах” №2-2-10/01238. Данный перечень не является исчерпывающим, то есть каждая организация в своей учетной политике утверждает, что будет подпадать под понятие представительские расходы.

 

При отражении таких расходов в качестве представительских у проверяющих скорее всего возникнут вопросы, даже если есть полный пакет документов:

  • Обед в McDonalds на 1 персону, оплаченный с корп. карты. в самом начале деятельности, когда не было ни клиентов, ни новых значимых договоров.
  • Бронирование проживания в гостинице в Гомеле только для своих сотрудников. В счете гостиницы видно, кто проживал. Такие расходы при проверке могут быть определены как доход сотрудника.
  • Вручение сотрудникам на 23 февраля 50 чашек с логотипом компании. Вопросов нет, если эти чашки будут подарены клиентам или партнерам. Но если у вас нет выручки, а из партнеров только обслуживающий банк и бухгалтерская фирма - подготовить правильные документы будет сложно.
  • Чек из Vinovino.by на 10 литров алкоголя. Крайне важный момент: на белорусских деловых встречах алкоголя нет (исключение – дипломатические приемы, но это не наш слушай).
  • Списание 10 кг печенья, 3,5 кг кофе и 36 л воды на проведение деловой встречи на 5 человек. Любой проверяющий может обратить внимание на несоответствие количества участников списанным ТМЦ.
  • Бронирование номера в гостинице за 5000$ для партнера, суммарный оборот по которому 100$.

 

Деловые встречи и мероприятия проводить можно и нужно, самое главное – не забывать, что все должно быть оформлено документально.

 

Каждый раз, когда вы хотите отнести какие-то затраты на представительские расходы, обращайте внимание на:

  1. Наличие события (заключение договора, партнерского соглашения и т.д), к которому можно отнести данные затраты.
  2. Соответствие списываемых материалов количеству участников деловой встречи.
  3. Соответствие программы мероприятия смете расходов:
  • если у вас на мероприятии расходуются кофе/чай/печеньки, в программу в обязательном порядке нужно включить кофе-паузу;
  • если было вручение сувениров, в программе под это должно быть выделено время;
  • если был оплачен трансфер Аэропорт - Минск, в программе должна быть указана встреча гостей в аэропорту.
  1. Сроки подготовки документов. Все ТМЦ должны быть списаны в том периоде, когда проходило представительское мероприятие.

 

Информация упрощена для понимания и не может быть использована как инструкция к действию. При необходимости разъяснения более сложных ситуаций, обращайтесь к профессионалам.

бухгалтерский
сервис