бухгалтерский
сервис

5 трудностей при работе с ПУД

15 мар 2021

Подписка на журнал

Вы подписаны на журнал Делай Свое Дело.Мы рассказываем о полезных фишках для руководителей, наших мастер-классах и важных новостях.

Узнать стоимость

Ваше сообщение успешно отправлено!
Наира Манукян - главный бухгалтер с 8-летним опытом работы. Обожает раскладывать все по полочкам и упрямо доводить учет до совершенства.

Что такое ПУД и для чего он нужен.

Каждая хозяйственная операция должна быть оформлена первичным учетным документом (ПУД), то есть на каждое действие должна быть бумажка. Для того, чтобы отразить в бухгалтерском и налоговом учете совершение операции нужен определенный документ. Например: 

  • отгрузка товара покупателю оформляется товарной либо товарно-транспортной накладной,
  • оказание услуг оформляется актом оказанных услуг (выполненных работ),
  • чтобы отразить поступление товаров, необходима товарная или товарно-транспортная накладная от поставщика
  • чтобы отразить в затратах услуги, которые вы приобретаете у сторонних организаций, недостаточно оплатить эти расходы; необходим акт выполненных работ (оказанных услуг), 
  • чтобы купленная вами для офиса канцелярия оказалась в затратах, необходимо оформить акт на списание материалов и т.д. 

 

С какими трудностями сталкиваются компании в работе с ПУД? 

1. Неверное оформление первичных документов, в том числе неполное оформление всех сведений. 

ПУД в обязательном порядке должны содержать:

  1. Наименование документа и дату его составления.
  2. Данные участника хоз. операции - наименование организации или фамилию и инициалы ИП.
  3. Наименование услуги (товара), количество (для товара), стоимость. Кроме того, необходимо указать основание совершения операции, например договор.
  4. Должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции или правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи*.

ПУД могут содержать и другие сведения, которые не являются обязательными*.

 

2. Оформление первичного документа при работе с иностранными контрагентами. 

При работе с иностранными контрагентами организации могут столкнуться с тем, что ПУД оформлен на иностранном языке. Документ, оформленный на иностранном языке, должен быть переведен на белорусский или русский язык.

 

3. Неверное заполнение стоимостных показателей при работе с  валютными и бивалютными договорами. 

1. Валютный договор как правило используется при оформлении отношений с нерезидентами. Если в договоре установлено, что расчеты осуществляются исключительно в валюте, ПУД также необходимо составлять в иностранной валюте. Например, цена услуги (товара) в договоре согласована в долларах. Расчеты за услуги (товар) осуществляются в долларах. Соответственно, стоимостные показатели ПУД нужно отразить в долларах.

2. Бивалютный договор как правило используется в отношениях с белорусскими контрагентами. Самый яркий пример  - договор аренды, где указана цена 15 евро за м2 с оплатой  в бел. рублях по курсу Нацбанка РБ на день оплаты. В такой ситуации стоимостные показатели в ПУД заполняются в белорусских рублях. При этом справочно указывается стоимость товаров, работ, услуг в иностранной валюте.

Разберем 3 примера, которые позволят легко понять принцип составления таких ПУД в бел рублях. 

Пример 1. Аванс в размере 500 долларов 01.03.2021г. (курс 2,6057). Это 100% предоплата. Акт должен быть сделан на сумму 500*2,6057 = 1 302,85 рублей.

Пример 2. Аванс в размере 300 долларов 01.03.2021 (курс 2,6057). Акт на сумму 500 долларов подписан 05.03.2021 (курс 2,608). Акт должен быть составлен на сумму = 300*2,6057+200*2,608 = 781,71+ 521,6 = 1 303,31 рубль.

Пример 3. Акт составлен 05.03.2021 на сумму 500 долларов. Предоплаты не было. Акт должен быть подготовлен на сумму 500*2,608 = 1 304 рублей.

Бивалютные ПУД лучше выписывать в специальных программах (Делай Дело, некоторые версии 1С) или попросить бухгалтера помочь вам с этим моментом.

 

4. Оформление электронных ПУД. 

Электронный документ - это документ в электронном виде с реквизитами, которые могут установить его подлинность. Оформляется путем применения сертифицированных средств электронной цифровой подписи (ЭЦП).

Электронные ПУД должны соответствовать требованиям законодательства. Они приравниваются к документам на бумажном носителе, подписанным собственноручно, и имеют одинаковую с ними юридическую силу. Кроме того, ПУД в форме электронного документа должен иметь все реквизиты, установленные для аналогичного документа на бумаге.

 

5. Единоличное оформление ПУД. 

Организация (как заказчик, так и исполнитель) может оформить односторонний ПУД по услугам (например, акт об оказании услуг) только при условии, что договор оказания услуг заключен в письменной форме и в нем предусмотрено единоличное составление ПУД в отношении оказанных услуг.

В настоящее время широко используются публичные договора (договора оферты). Такие договора также считаются заключенными в письменной форме и могут предусматривать единоличное составление ПУД. 

Резиденты Парка высоких технологий при совершении операций с иностранными контрагентами могут составлять единоличные акты вне зависимости от того, предусмотрено это в договоре  или нет. 

Односторонний акт об оказании услуг составляет и заказчик, и исполнитель. Каждая сторона оформляет свой ПУД и подписывает его. Подпись другой стороны не требуется. Участникам хозяйственной операции также не надо пересылать такие документы друг другу.

Единоличный ПУД составляется на основании документов, которые содержат соответствующую информацию, либо договора оказания услуг. Форма одностороннего акта об оказании услуг законодательством не установлена. Организация разрабатывает ее самостоятельно и включает в учетную политику. При этом разрабатываемая форма должна содержать сведения, обязательные для ПУД. 

* ч. 1 п. 2 ст. 10 Закона N 57-З.

 

 

Наши специалисты всегда готовы подсказать, как подготовить первичные учетные документы (ПУД) так, чтобы к вам не было вопросов. Если хотите узнать стоимость обслуживания для вашей компании, напишите нам или позвоните по номеру +375 29 146 66 90.

 

5 трудностей при работе с ПУД

бухгалтерский
сервис