бухгалтерский
сервис
Когда наши клиенты передают нам акты по строительно-монтажным работам (СМР), оформленные в форме, разработанной подрядчиком самостоятельно, мы не имеем право принять такие первичные учетные документы (ПУД) и просим запросить у подрядчика акт, составленный по форме, утвержденной МАиС (далее акт СМР) – то есть в соответствии с законодательством.
Далее, как правило, наш клиент запрашивает акт СМР, а подрядчик отвечает, что ничего делать не будет, т.к. у него нет сметчика и вообще он всегда по стандартным актам работает и никаких вопросов ни у кого нет.
У нас этот вопрос есть. В статье рассказываем, почему.
Итак, первичный учетный документ действительно может быть разработан в организации самостоятельно в случае, если он не относится к документам из перечня первичных учетных документов.
Акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ ПРИСУТСТВУЕТ в этом перечне, а значит строительно-монтажные работы должны быть подтверждены именно этим первичным документом. Всегда.
Типовая форма акта утверждена Постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь №13 от 29.04.2011.
По тексту формы актов, утвержденные этим постановлением, мы называем актами СМР для упрощения восприятия текста.
Если ваш подрядчик не понимает, что его работы относятся к строительно-монтажным, можно выслать ему ссылку на законодательство с перечнем строительно-монтажных работ.
Часто в ответ можно услышать «Ну я же ничего не строю…». Вы уверены, что хотите работать с таким поставщиком услуг?
Вот примеры договоров, где работы относятся к категории строительно-монтажных, но поставщики это отрицают:
В случае отсутствия правильно оформленного первичного учетного документа по строительно-монтажным работам организация не имеет права проводить этот документ в учете.
Если бухгалтер его проведет:
В соответствии с санкцией части 4 статьи 12.17 КоАП отражение в учете операций без предусмотренных законодательством ПУД влечет за собой штраф в размере до 30 базовых величин на ответственное лицо, а на ИП или юр. лицо - до 50% от стоимости предмета административного правонарушения, т.е. от стоимости операции.