бухгалтерский
сервис

Не хватает денег на счету – что делать?

01 сен 2023

Узнать стоимость

Ваше сообщение успешно отправлено!
Маргарита Новосельцева - налоговый консультант, директор бухгалтерского сервиса “Делай Свое Дело”. Эксперт в бухгалтерском учете и консалтинге в IT и ВЭД с 16-летним опытом. Спикер 50+ мастер-классов и семинаров для руководителей бизнеса. Председатель по качеству и этике Ассоциации бухгалтерских фирм. Автор порталов probusiness.io, kv.by. Соавтор выпусков “Шпаргалки руководителя”.

Иногда случаются ситуации, когда компании не хватает денег на счету. Если это связано с налогами, то сначала почитайте данный материал – Что делать, если нет денег на налоги? 

А если просто на данный момент не хватает оборотных денег, то вам могут помочь следующие действия.

Самые простые способы:

1. Дебиторка

К сожалению, не всегда любимые клиенты оплачивают ваши счета быстро и легко. Иногда для этого нужно приложить усилия, как минимум - позвонить/написать клиенту и попросить оплатить счет/акт/накладную.

2. Аванс

Если вы еще не выполнили работы/ не поставили товар, а деньги нужны - можно попробовать постучаться к клиенту с просьбой  оплатить часть денег в качестве аванса. Клиент возможно будет хмуриться и морщиться от такой просьбы, но если предложить ему небольшую скидку (например 3-5%), то вероятность получения аванса значительно увеличится :) 

3. Провести оплату с корпоративной карты или вернуть деньги на счет компании с корпоративной карты, если на корпоративной карте есть деньги, а на текущем счету денег нет.

Получить деньги от банка: займ/кредит/овердрафт/кредитная линия

Какие могут быть нюансы?

  • нужно будет заплатить процент за пользование кредитными деньгами.
  • небольшие суммы у некоторых банков можно получить относительно быстро, особенно если в этом банке обслуживаетесь. Но процесс по значительным суммам, как правило, не быстрый.

Получить денежные средства от учредителя/директора

1. Сделать договор займа.

Важно помнить:

  • если компания получает займ от нерезидента (неважно физическое  или юридическое лицо), то займ должен быть процентным. Ставка процентов определяется сторонами. На проценты могут возникнуть дополнительные налоги.
  • если займ предоставляет директор, то он не может быть подписантом договора с двухсторон. В этом случае от лица компании договор подписывает третье лицо по доверенности (учредитель, сотрудник, стороннее лицо).
  • если займ выдается с привязкой к валюте, то могут возникнуть дополнительные налоги у одной из сторон. 

* по всем деталям лучше заранее пройтись с вашим ответственным Главным бухгалтером. 

2. Провести Вклад в имущество хозяйственного общества, не приводящие к увеличению уставного фонда хозяйственного общества и изменению размера долей (номинальной стоимости акций), принадлежащих его участникам (ст. 29 (1) Закона о хозяйственных обществах).

  • для проведения данной операции требуется решение/протокол, а также договор о внесении вклада. 
  • при проведении данной операции дополнительных налогов в РБ возникать не будет.

3. Увеличить уставной фонд компании.

Процедура следующая:

  • убедиться, что изначальный Уставной Фонд уже сформирован. 
  • подготовить протокол/решение учредителей(я) об увеличении Уставной Фонд.
  • внести деньги на расчетный счет компании с назначением платежа "Увеличение Установного Фонда”.
  • зарегистрировать изменения в Устав в соответствии с законодательством.

* не забудьте передать весь пакет документов в бухгалтерию после регистрации всех изменений в гос. органах.

4. Провести оплату с карточки физического лица сотрудника.

Сотрудник может:

  • провести оплату со своей карточки напрямую поставщику, то есть результатом будет только оплата, а все закрывающие документы будут сделаны на компанию. Например:

a) сотрудник оплатил арендодателю за коммунальные услуги. 

b) сотрудник А оплатил за компанию за запчасти, сотрудник Б получил данные запчасти по доверенности от компании. 

  • оплатить карточкой за работу/услугу/товар, результатом будет сама услуга/товар и документы оформлены будут на физическое лицо. Например:

a) сотрудник сделал дубликаты ключей. В данном случае сотрудник оплатил услугу и получил услугу.

b) сотрудник купил в магазине молоко и печеньки на офис.

* подробнее ознакомиться с данным вопросом можно в нашей статье – Самое главное о хозяйственных расходах

5. Провести оплату наличными денежными средствами. 

Аналог пункта 4, только оплаты проходят наличными, а не через карту сотрудника. При оплате наличными денежными средствами есть ограничение в 100 базовых величин в день. На 23.08.2023 базовая величина составляет 37 белорусских рублей.

* что важно помнить по пунктам 4-5:

  • проводить такие оплаты может ТОЛЬКО сотрудник. 
  • обязательно нужны подтверждающие документы, чтобы бухгалтерия могла учесть данные оплаты в работе.
Не хватает денег на счету – что делать?

бухгалтерский
сервис